Нужна ли мозгу речь для категоризации объектов и цветов

Взаимодействие между речью и мышлением — это направление исследований, которое уже давно не дает покоя неврологам и философам, пытающимся определить, формирует ли речь то, как мы классифицируем воспринимаемое, или же речь соответствует категориям, которые формируются в процессе восприятия.

В одном из недавних исследований пациент, перенесший инсульт, оказался не в состоянии назвать цвета различных предметов. Это дало экспертам возможность изучить восприятие пациентом цвета без применения речи.

Ведущий автор исследования Паоло Бартоломео — невролог из Института мозга и позвоночника при больнице Salpêtrière Hospital в Париже объясняет:

«Мы воспринимаем цвета как непрерывные данные. Нет резкой границы между, скажем, красным и синим. И все же концептуально мы группируем цвета в категории, связанные с названиями цветов. В данном исследовании у нас была уникальная возможность рассмотреть роль речи в категоризации цветов, протестировав пациента, который после инсульта фактически не мог называть цвета».

Многие ученые считают, что для того, чтобы классифицировать цвета, человеку необходим нисходящий сигнал от речевой системы к зрительной коре. Считается, что названия цветов хранятся в левом полушарии мозга и зависят от речевой активности в левой части мозга.

Но последние данные свидетельствуют о том, что цветовая категоризация распределена в человеческом мозге билатерально — эта концепция получила дальнейшее подтверждение в ходе последних нейровизуализационных исследований.

Когда пациент рассматривал диски, содержащие два цвета из одной категории, например, два оттенка синего, его просили определить цвета одной категории. Пациента также попросили назвать 34 цветовых поля, представленных на экране компьютера.

В результате инсульта в левой области мозга пациента образовалось поражение, которое, по-видимому, отделило его память о названиях цветов от визуального восприятия цветов и речевой системы. Однако пациент все еще был способен группировать большинство цветов, включая те, для которых у него не было названия, в категории темных, светлых и смешанных.

«Мы были удивлены его способностью последовательно называть так называемые ахроматические цвета, такие как черный, белый и серый, в отличие от его неспособности называть хроматические цвета, такие как красный, синий и зеленый. Это указывает на то, что наша речевая система может обрабатывать черные, белые и серые цвета иначе, чем хроматические», — говорит ведущий автор исследования Катаржина Сьюда-Крживицкая.

По словам госпожи Сьюды-Крживицкой, такие поразительные диссоциации поднимают важные вопросы о том, как различные цветовые сигналы разделяются и интегрируются в мозге. Она отметила, что в будущем можно будет изучить реализацию цветовой категоризации у обезьян, а также то, как усвоение речи взаимодействует с цветовой категоризацией на этапе развития ребенка.

Исследование опубликовано в журнале Cell Reports.

Комментарий